-
Алябьев А.А. (1787-1851)
-
Бах И.С. (1685-1750)
-
Берлиоз Г. (1803-1869)
-
Бетховен Л. (1770-1827)
-
Бизе Ж. (1838—1875)
-
Бородин А.П. (1833-1887)
-
Брамс И. (1833-1897)
-
Вагнер Р. (1813-1883)
-
Варламов А.Е. (1801-1848)
-
Верди Дж. (1813-1901)
-
Гайдн Й. (1732–1809)
-
Гендель Г.Ф. (1685-1759)
-
Глазунов А. К. (1865-1936)
-
Глинка М. И. (1804-1857)
-
Глюк К.В. (1714–1787)
-
Григ Э. (1843-1907)
-
Гурилёв А.Л. (1803-1858)
-
Даргомыжский А.С. (1813-1869)
-
Дворжак А. (1841-1904)
-
Дебюсси К. (1862-1918)
-
Лист Ф. (1811-1886)
-
Лядов А.К. (1855-1914)
-
Мендельсон Ф. (1809-1847)
-
Моцарт В.А. (1756-1791)
-
Мусоргский М.П. (1839-1881)
-
Прокофьев С.С. (1891-1953)
-
Равель М. (1875-1937)
-
Рахманинов С.В. (1873-1943)
-
Римский-Корсаков Н.А. (1844-1908)
-
Свиридов Г.В. (1915-1998)
-
Сибелиус Я. (1865-1957)
-
Скрябин А.Н. (1871-1915)
-
Стравинский И.Ф. (1882-1971)
-
Танеев С.И. (1856-1915)
-
Хачатурян А.И. (1903-1978)
-
Чайковский П.И. (1840-1893)
-
Шопен Ф. (1810-1849)
-
Шостакович Д.Д. (1906-1975)
-
Шуберт Ф. (1797-1828)
-
Шуман Р. (1810-1856)
![]() Антонин Леопольд Дворжак (8 сентября 1841 — 1 мая 1904) — чешский композитор, представитель романтизма. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии. Вместе с Б. Сметаной является создателем чешской национальной музыкальной школы. К числу наиболее известных работ Дворжака относятся Симфония № 9 «Из Нового света» (написанная в США), опера «Русалка», Концерт для виолончели с оркестром си-минор, «Американский» струнный квартет, Реквием, Stabat Mater и «Славянские танцы». Биография: Дворжак родился в бедной крестьянской семье. Первым учителем Дворжака был сельский органист Й. Спиц. Уже в 8 лет Дворжак играл по вечерам в трактирном оркестре. В 1853 году он переехал к своему дяде в небольшой городок Злонице; здесь он продолжал заниматься музыкой, беря уроки игры на фортепьяно, скрипке и альте у Лиманна. В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Школу органистов, где его учителями были И. Звонарж и Ф. Блажек. Окончив школу, Дворжак работал сначала в пражском концертном ансамбле, а затем в открывшемся в 1862 году чешском «Временном театре». В оркестре этого театра он играл на альте в течение 11 лет. К этому времени относится знакомство Дворжака с Бедржихом Сметаной и с другими передовыми деятелями чешской музыки и литературы. В начале 1870-х годов были созданы первые крупные произведения Дворжака — оперы «Альфред» (поставлена в 1938, Оломоуц), «Король и угольщик» (поставлена 2-я редакция в 1874, Прага), струнный квартет, 4 симфонии, неопубликованные при жизни композитора (свою 5-ю симфонию Дворжак издал как 1-ю). Все эти сочинения свидетельствуют о большом композиторском даровании и мастерстве Дворжака, об исключительной требовательности к себе. Все теснее становится связь творчества композитора с чешской национальной культурой. Под влиянием основоположника чешской классической музыки Сметаны Дворжак создает произведения, в которых стремится отразить борьбу за независимость и свободу чешского народа. В 1872 году он пишет патриотический хор в сопровождении оркестра «Гимн», прославляющий героев чешского народа, боровшихся за свободу, а также ряд сочинений, связанных с фольклором: моравские дуэты, циклы чешских, словацких народных песен в обработке для хора, цикл сольных чешских песен «В народном духе». Следуя реалистическим традициям чешского народного искусства, Дворжак пишет оперы, проникнутые национальным колоритом. Тяжелое семейное горе обрушивается на Дворжака — один за другим умирают трое его детей, и скорбь, охватившая композитора, звучит в его произведениях, созданных в эти годы. Однако горячая любовь к родине, искусству помогают ему перенести личное несчастье, и в написанных им струнном квартете, посвященном Иоганнесу Брамсу, и в опере «Хитрый крестьянин» (поставлена в 1878) снова начинают преобладать жизнерадостные настроения, светлый колорит. Огромную популярность приобрели его «Славянские танцы» (2 цикла), написанные для фортепьяно в четыре руки и позднее переложенные композитором для симфонического оркестра. В 1882 году поставлена опера Дворжака «Дмитрий» (2-я ред. 1894, Прага) на сюжет русской истории начала 17 века. Творческую деятельность Антонин Дворжак совмещает с исполнительской — он выступает как дирижер собственных произведений. Композитор к этому времени становится известным не только у себя на родине, но и за рубежом. Дружба с Чайковским, приезжавшим в Прагу, содействовала поездке Дворжака в Россию; в 1890 году он дирижировал в Москве и Петербурге концертами из своих произведений. С 1891 года Дворжак ведет педагогическую работу в Пражской консерватории. В 1892–1895 годах Дворжак живет в США, где возглавляет Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Интонации народных негритянских и индейских мотивов легли в основу его 9-й симфонии — «Из Нового Света», одного из популярнейших произведений композитора. По возвращении на родину Дворжак снова преподает в Пражской консерватории, а в 1901 году становится ее директором. В последние годы жизни он продолжает интенсивную творческую; пишет живую, увлекательную оперу в народном духе «Черт и Кача» (поставлена в 1899, Прага), поэтическую сказочную оперу «Русалка» (поставлена в 1901, Прага), с успехом идущие и на нашей сцене, 2-й виолончельный концерт, занимающий почетное место в репертуаре виолончелистов. Творчество Антонина Дворжака — «простого чешского музыканта», как он себя называл, носит глубоко национальный, народный характер. Его произведения — крупнейший вклад не только в чешскую, но и мировую музыкальную культуру. Лучшие сочинения Дворжака постоянно звучат в театрах и концертных залах всего мира. |
||