logo
Хор "Хрустальные голоса" Отчетный концерт ДМШ№2
Равель М. (1875-1937)

Жозеф Морис Равель (7 марта 1875 — 28 декабря 1937) — французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.

Биография:

Родился в местечке Сибур (Нижние Пиренеи) в семье инженера. Отец выходец из Швейцарии, мать проиходила из семьи басков. Семья переехала в Париж, когда мальчику было несколько месяцев. Равель рано обнаружил музыкальные способности. Первые уроки музыки получил от отца, игравшего на трубе и флейте.

В 1889 поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил в 1891 по классу фортепиано (Ш. Берио), а с 1896 обучался композиции у Г. Форе. Однако особое влияние оказали на Равеля занятия с А. Жедальже. Первым сочинением композитора была фортепианная пьеса «Старинный менуэт» (1895).

Известность приобрел «Паваной на смерть инфанты» — фортепьянным произведением созданным в 1899. На творчество Равеля сильное влияние оказали Э. Сати, К. Дебюсси, Н. Римский-Корсаков и М. Мусоргский. Равель оркестровал «Картинки с выставки» Мусоргского (1922). Совместно с И. Стравинским обработал «Хованщину».

Равель развивал принципы импрессионизма в музыке. С наибольшей полнотой это отразилось в произведениях для фортепьяно — «Игра воды» (1901), «Зеркала» (1905), «Признаки ночи» (1908), сразу завоевавших любовь публики и оставшимися до наших дней самыми репертуарными его творениями. Несмотря на то, что к моменту создания этих произведений композитор был уже широко известен, Он пять раз выставлял свои произведения для участия в конкурсе на Большую Римскую премию, но в последний раз даже не был допущен к прослушиванию. Разгоревшийся по этому поводу скандал привел к тому, что директор Консерватории вынужден был уступить это место Г. Форе.

В первых сочинениях Равеля нашли яркое воплощение жизненные образы, проявились его большой мелодический дар, богатство инструментального колорита, красочность гармонии, изящество формы. Колористические новшества в духе импрессионизма сочетались в них с ясностью и цельностью композиционной структуры.

Во время Первой мировой войны Равель был признан не пригодным для военной службы. Несмотря на это бодился, чтобы его взяли санитаром, а затем шофером (1914-18). Долго болел после демобилизации. Своего рода данью друзьям, погибшим на войне была сюита для фортепьяно «Гробница Куперена» (1917), каждая часть которой посвящена, конкретному человеку.

После сборника «Зеркала» Равель написал «Естественные истории» на текст Ж. Ренана. Исполненные в Парижском национальном музыкальном обществе они вызвали скандал и полемику в прессе. Тем не менее они стали прелюдией к созданию оперы «Испанский час».

На либретто М. Фокина Равель создал балет «Дафнис и Хлоя» – хореографическую симфонию в трех частях по заказу Дягилева. Увлечение джазом нашло отражение в таких произведениях Равеля как соната для скрипки и фортепьяно (1927) и фортепьянный концерт для левой руки (1931). Концерт был написан для выдающегося австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку.

В 1925 в Монте-Карло состоялась премьера его оперы «Дитя и волшебство». Композитора всегда привлекала стихия танца. Его перу принадлежат такие произведения для оркестра, как «Испанская рапсодия», «Вальс», «Болеро».

Равель был известен также как пианист и дирижер. В 1929 он концертировал в США. Последние годы не работал из-за тяжелой болезни мозга, от которой он и умер.

Одна из сильных сторон музыки Равеля ее связь с народным творчеством, особенно с испанским. В поздний период более заметно сказались тенденции неоклассицизма. После Дебюсси Равель – влиятельнейший французский мастер XX века. Его работам присущи чувственность, экзотическая гармоничность и великолепные оркестровые эффекты.

Хостинг сайтов Создание сайта
Продвижение сайта